Смена банков и хитрые расчеты: как участники ВЭД обходят санкции
Поиск

Подкладывают соломку в договорах, осваивают расчеты в криптовалюте, хеджируют проценты по кредиту и меняют банки. Антон Поляков и Евгения Кравчук, эксперты BeringPro — о том, какие меры принимают компании, чтобы продолжать работу с зарубежными партнерами.

Курсы валют и цены на ресурсы очень волатильны, а потому прогнозировать доходы и расходы с высокой точностью почти невозможно. Условия проведения валютных операций в банках постоянно меняются. Санкции расширяются, а геополитические риски растут. Это новая реальность, в которой живут участники внешнеэкономической деятельности. 

Вот как они действуют: 

  1. Переходят на мультивалютные договоры, 
  2. Проводят платежи через дружественные страны, 
  3. Меняют банки из-за ограничений работы в SWIFT, 
  4. Проводят трансграничные расчеты в криптовалюте, 
  5. Получают импульс развития в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», 
  6. Переводят бизнес в «русские офшоры»,
  7. Пытаются захеджировать высокие ставки по кредитам и ищут варианты размещения депозитов под максимально возможный процент. 

1. Переходят на мультивалютные договоры 

Компании все чаще отказываются от расчетов в долларах, евро и валютах других недружественных стран. Они переводят контракты на рубли и валюты дружественных стран. Это подтверждает статистика Центробанка: по итогам первого квартала 2024 года: 

  • доля «недружественных валют» по импортным и экспортным контрактам составила 26,7% и 21,7%, тогда как в аналогичном периоде эти показатели были 44,7% и 43,1%. 
  • доля рубля в расчетах по импортным контрактам достигла 35,8%, по экспортным — 39,5% (ранее — 29,3% и 37,5%). 
  • остальные 37,5% и 38,8% пришлись на валюты дружественных стран. Таким образом компании, во-первых, ограждают себя от заморозки средств на корреспондентских счетах, во-вторых, выполняют требования Указа от 28.02.2022 № 79 об обязательной продаже валютной выручки, а в-третьих, избегают двойной конвертации, что влияет на объем издержек. 

Отметим, что в 2024 году государство уже два раза снижало порог процента обязательной продажи выручки с учетом стабилизации рубля и в силу профицита торгового баланса в последние месяцы — в июне с 80 до 60% и в июле с 60 до 40%, что дает возможность удерживать валюту на счетах и уменьшать издержки на конвертацию. Вместе с тем компании включают в контракты валютную оговорку, в которой допускают расчеты в разных валютах. Этим они сокращают риск потерь из-за валютных колебаний. Например, экспортеры цветного металла размещают товар на бирже в долларах, но принимают оплату в любой дружественной валюте. Таким образом, контракты становятся мультивалютными. 

2. Проводят платежи через дружественные страны 

За последние два года российский бизнес развернулся на восток. Одним из ключевых партнеров стал Китай. Расчеты в юанях актуальны, как никогда. Однако под давлением вторичных санкций банки Китая вынуждены вести ограниченную работу с российскими контрагентами. Чтобы избежать длительных задержек по оплате и отгрузке товара, компании стали проводить половину платежей через агента третьей страны: ОАЭ, Казахстана, Киргизии и других. И это несмотря на вероятность попасть на ненадежную компанию-посредника и высокие комиссии: средний процент вознаграждения агенту варьируется от 3 до 7% за операцию. Однако компаниям зачастую удается договориться с китайскими партнерами о скидке, которая поможет покрыть расходы на услуги агента. В июне ситуация с платежами с Китаем улучшилась, но отечественные компании столкнулись с новыми проблемами из-за отложенного спроса на логистические услуги — сказывается нехватка контейнеров и мощностей. 

3. Меняют банки из-за ограничений работы в SWIFT 

Более 60 банков находятся под различными санкциями. При этом проблемы есть и у остальных банков. Например, ЮниКредит Банк увеличил сроки проведения денежных переводов и возвращает платежи, удерживая комиссию в полном объеме. Райффайзенбанк с 10 июня прекратил проводить долларовые операции. Это заставляет компании активно менять банки-партнеры на те, которые используют стабильный сервис обмена финансовыми сообщениями. 

Какие альтернативы? Не секрет, что у России есть свой аналог SWIFT — Система передачи финансовых сообщений (СПФС). СПФС создана в 2014 году для обмена информацией внутри страны, но к ней уже присоединились 150 зарубежных организаций (из Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении, Таджикистана и других стран). Сейчас обсуждается возможность распространения СПФС на все государства БРИКС. Правда, прозвучал тревожный звонок — в рамках 14-го пакета Евросоюз запретил европейским организациям, работающим вне России, подключаться к СПФС и делать переводы компаниям, использующим эту систему. Это вряд ли приведет к серьезным проблемам, так как те банки, которые соблюдают европейские санкции, не подключались к СПФС, и отследить использование альтернативы SWIFT сложно. 

В Китае существует своя альтернатива SWIFT, которая действует с 2015 года — платежная система CIPS, направленная только на расчеты в юанях. Сейчас к ней подключены около 30 российских банков, при этом только ВТБ работает напрямую, все остальные — через китайские банки-посредники. Таким образом, разные банки могут использовать разные системы: 

  • SWIFT — если банк не отключен и все еще использует эту систему. 
  • СПФС — если банк партнера также подключен к данной системе. 
  • CIPS — если у компании открыт счет в юанях в китайском банке или в другом банке, который подключен к данной системе. 

Однако у любого банка могут возникнуть сложности при работе с любой из перечисленных систем, поэтому у компаний вошло в привычку уточнять, доходят ли деньги из России в банк поставщика. А вместе с тем все время искать новые банки и открывать в них новые счета. 

Полную версию статьи читайте на РБК Pro.