Адаптация угольного решения SAP ERP для энергетической компании
Поиск

Компания BearingPoint адаптировала типовое решение, ранее внедренное на предприятиях угольного сегмента СУЭК, для энергетической компании ТГК-13, и реализовала основные бизнес-процессы на основе базовой функциональности SAP ERP.

Краткая информация о клиенте 

Проект реализован для АО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» — компании, которая производит электрическую и тепловую энергию, а также покупает и реализует электроэнергию на оптовом и розничных рынках. На момент реализации проекта компания принадлежала АО «СУЭК» — ведущей российской топливно-энергетической компании. Позднее, наряду с другими энергетическими активами, перешла под управление «Сибирской генерирующей компании»

Задачи клиента 

Перед СУЭК стояла задача создать единое информационное пространство предприятий по всей цепочке создания стоимости. В связи с этим был реализован проект по созданию типового решения и реинжинирингу корпоративных и операционных бизнес-процессов для предприятий угольного сегмента компании. Бизнес-процессы были реализованы в системе SAP ERP. Логичным продолжением стал проект по адаптации типового угольного решения для предприятий энергетического сегмента, которые на момент начала проекта входили в группу СУЭК. В качестве пилотной площадки выбрали Енисейскую ТГК, ныне входящую в «Сибирскую генерирующую компанию». 

Перед проектом стояли следующие задачи: 

  • Адаптировать типовое угольное решение SAP ERP группы СУЭК для Енисейской ТГК; 
  • Интегрировать систему SAP с существующими узкоспециализированными приложениями: обязательным в России специализированным приложением для оптовой продажи электроэнергии и мощности, а также со специализированным приложением для продажи тепла и горячей воды; 
  • Оптимизировать и реорганизовать основные бизнес-процессы Енисейской ТГК (в том числе и на основе лучших мировых практик). 

Вклад BearingPoint 

В организационные рамки проекта вошли 10 производственных единиц Енисейской ТГК и объединенный центр обслуживания группы СУЭК — ООО «Гринфин». Главным для проекта было определиться с подходом к формированию целевого перечня бизнес-процессов. В него вошли: 

  1. Процессы основной деятельности, не имеющие аналогов в угольном сегменте, 
  2. Процессы, требующие расширения (доработки) типового решения, 
  3. Процессы, которые не потребуют доработки решения, но будут изменены на Енисейской ТГК. 

Таким образом, одной из самых сложных задач было сопоставить типовое угольное решение и процессы энергетического сегмента, выявить отличия и в соответствии с результатом спроектировать решение для энергетики. Далее следовали реализация решения, интеграционное тестирование, подготовка к промышленной эксплуатации, обучение пользователей, продуктивный старт и поддержка. 

В функциональные рамки проекта вошли базовая функциональность SAP ERP и основные бизнес-процессы Енисейской ТГК, которые были улучшены и унифицированы на основе принятых в компании СУЭК типовых решений и лучших мировых практик. В частности, были стандартизированы процессы закупки, управления запасами, прочей реализации, процессы управления финансами, управления инвестиционными проектами, бухгалтерского и налогового учета. В ходе проекта были разработаны процессы закупки и реализации электроэнергии и мощности, технологического топлива, услуг по основной деятельности, закупки теплоэнергии и интеграции с биллинговой системой по учету реализации тепла. 

Специально для энергетики был реализован модуль учета затрат, кардинально отличающийся от аналогичного модуля системы для угольного сегмента. Механизм расчета себестоимости был разработан специально для предприятий энергетического сектора, что позволяет полностью калькулировать себестоимость конечного продукта в энергетическом сегменте. 

Важной частью проекта были также работы по синхронизации номенклатур, приведению к единой системе единиц измерения, корректировке классификации номенклатур, формированию единого справочника контрагентов. 

Ключевые факторы успеха 

  • Опыт команды BearingPoint и специалистов заказчика в построении типового решения для СУЭК, 
  • Предварительная централизация клиентом всех договорных отношений и процессов исполнительного аппарата и всех филиалов, что заложило фундамент для проекта внедрения SAP ERP на Енисейской ТГК и позволило значительно сократить сроки проекта по внедрению ERP-системы, 
  • Поддержка со стороны топ-менеджмента СУЭК, «Сибирской генерирующей компании» и Енисейской ТГК (бизнес-эксперты были готовы к изменениям, участвовали в процессе с полной отдачей). 

Результаты для бизнеса клиента 

Работу удалось выполнить в рекордно короткие сроки — за полгода. Проект охватил основные бизнес-процессы компании и базовую функциональность SAP ERP (модули FI, SL, FM, CFM, CO, SD, MM, PS, BCS, BI). В системе начали работать более 700 конечных пользователей Енисейской ТГК. В результате в «Сибирской генерирующей компании» создано единое информационное пространство по всей цепочке создания стоимости. В SAP ERP полностью реализована методология управленческого и бухгалтерского учета. Типовое решение, созданное для Енисейской ТГК, расширено для других предприятий компании, позднее был реализован его тираж на ОАО «Кузбассэнерго» (ТГК-12). 

Среди выгод для бизнеса можно назвать следующие: 

  • Повышение качества информации, используемой для принятия управленческих решений, 
  • Повышение прозрачности бизнеса для акционеров, руководителей и инвесторов, 
  • Использование единого информационного пространства с возможностью проследить цепочку добавленной стоимости, 
  • Сокращение времени на выполнение операций в единой ERP-системе благодаря бесшовной интеграции модулей и использованию унифицированных процессов, 
  • Повышение производительности и надежности информационной поддержки Группы СУЭК, 
  • Сокращение количества информационных систем, и, как следствие, оптимизация функций их поддержки и эксплуатации, 
  • Стандартизация основных и вспомогательных бизнес-процессов.