Системы управления транспортировками и ЭТРАН РЖД: особенности взаимодействия и практический опыт интеграции
Поиск

Компании-грузоотправители, которые занимаются грузоперевозками при помощи железнодорожного транспорта, всегда задаются вопросом: как обеспечить отправку груза подвижным составом в полной мере, чтобы вагонов хватило на необходимое количество грузов и не было порожних, если нужно непрерывно согласовывать заданные объемы ГУ-12, объемы производства и текущие объемы сбытовых заказов? Иван Дондуков, эксперт BeringPro в статье 3-го номера журнала «Логистика 360» разбирает ключевые особенности интеграции систем TMS с ЭТРАН, определяет нюансы их взаимодействия и делится успешными кейсами.

Все эти требования объективны и продиктованы множеством факторов:

  • обязательствами перед РЖД; 
  • графиками производства и поставок; 
  • оперативной ситуацией со сбытом и хранением готовой продукции. 

Сырье также подается в вагонном парке, который желательно своевременно использовать или убирать с подъездных путей предприятия. Ситуация нехватки вагонов зачастую недопустима. При этом грузоотправитель непрерывно находится в режиме экономии затрат на подачу порожняка, простои уже поданных поездов и пользование парком вагонов или контейнеров.

Если учесть ограниченные пропускные возможности инфраструктуры и доступность подвижного состава, то можно понять, какие жесткие и изменчивые условия сопровождают отправку грузов по железной дороге. В этой ситуации ключевым фактором эффективности становится адекватная ИТ-поддержка процесса транспортировки. Речь идет обо всем комплексе сопутствующих систем, которые должны поддерживать основные бизнес-процессы предприятия, процессы транспортировки и интеграцию с электронной системой РЖД. Конкретная конфигурация такого комплекса зависит от особенностей компании. При этом именно интеграция с РЖД становится стратегически важной задачей для эффективного управления грузоперевозками по железной дороге, начиная от формирования сбытового заказа и заканчивая отслеживанием статуса груза в режиме реального времени. 

Внешней информационной системой РЖД является ЭТРАН. Для осуществления любых перевозок по РЖД предприятиям необходимо получать согласованные заявки по формам ГУ-12 (Прим. ГУ-12 — форма заявки на перевозку грузов), оформлять проекты накладных и сами отправки через ЭТРАН. В настоящее время она помимо отправления и прибытия может обеспечить контроль дислокации вагона или контейнера на железной дороге. Получается, что оптимальное взаимодействие грузоотправителя с данными ЭТРАН на этапах планирования объемов перевозок и исполнения отправок — это краеугольный момент при выстраивании железнодорожной транспортной логистики. Перед грузоотправителем встают вопросы налаживания эффективного взаимодействия с РЖД и обеспечения четкого планирования и исполнения процесса грузоперевозки.

Подходы к взаимодействию систем управления транспортировками с РЖД 

Начать решение данного комплекса задач необходимо с проектирования подходящей ИТ-инфраструктуры, то есть подбора системы класса TMS (Прим. Transportation Management System — система управления транспортировками). При ее внедрении нужно определить параметры задач, которые она должна решить. Если речь идет о железнодорожных перевозках, необходимо определиться, каким образом будет выстроено взаимодействие с РЖД, и здесь возможны несколько подходов. 

При первом подходе планирование ж/д перевозок осуществляется во внутренней TMS-системе, а взаимодействие с РЖД и соответствующее оформление документов происходит независимо от операций в TMS-системе сотрудниками компании напрямую в ЭТРАН. У этого подхода есть свои преимущества: 

  • не надо обеспечивать и поддерживать межсистемную интеграцию между системами TMS и ЭТРАН; 
  • при работе в системе TMS не требуется учитывать форматы и жесткие ограничения, которые накладываются при формировании документов в ЭТРАН; 
  • при внедрении системы TMS можно выбирать из более широкого диапазона продуктов, то есть выбор не ограничен лишь решениями, поддерживающими интеграцию с ЭТРАН; 
  • можно обеспечить относительную независимость построения и исполнения процессов во внутренней TMS-системе. 

При этом у этого подхода есть очевидный недостаток: многократно возрастают риски, связанные с человеческим фактором и неконсистентностью данных при ручном внесении информации в ЭТРАН. В жестких условиях, в которых сегодня вынужден действовать грузоотправитель, этот недостаток в большинстве случаев является критичным. 

Второй подход — это использование TMS-системы, поддерживающей интеграцию с ЭТРАН. Рассмотрим его преимущества: 

  • большая методологическая точность, снижающая вероятность ошибок и злоупотреблений; 
  • ускоренный обмен информацией между системами TMS и ЭТРАН, который запускает процесс непрерывной оптимизации взаимодействия с РЖД;
  • повышение эффективности использования ресурсов и снижение нагрузки на инфраструктуру. 

Однако указанный подход требует выстраивания процессов в TMS-системе с целью обеспечения интеграционного взаимодействия с ЭТРАН, что повышает трудоемкость внедрения TMS. Более того, такую TMS необходимо поддерживать и вносить корректировки в том случае, если на стороне РЖД возникнут изменения. 

Тем не менее второй подход кажется нам предпочтительнее. Рассмотрим примеры реализации такого подхода и соответствующие результаты для бизнеса. 

Практический опыт интеграции TMS-системы с РЖД 

В рамках проектных задач компания BeringPro осуществляет различные виды интеграций в части взаимодействия с ERP-системами и системами, обеспечивающими планирование железнодорожной логистики. Это включает в себя интеграцию с отечественными продуктами и их взаимодействие с РЖД. 

На проекте для одной из ведущих угольно-энергетических компаний в мире компания BeringPro решала задачу внедрения и настройки взаимодействия между системой класса ERP и отечественной TMS-системой для ж/д перевозок — «ИРС Перевозки». Последняя обеспечивала планирование ж/д перевозок, расчет за услуги по транспортировке и встроенную интеграцию с ЭТРАН для получения и отправки всех необходимых документов и данных. 

В рамках проекта были интегрированы следующие процессы, предполагающие взаимодействие между ERP и «ИРС Перевозки»: 

1. Корректировка начислений по информации о раскредитовании груза: в ERP-системе данные о раскредитовании груза обрабатывались на основе информации из «ИРС Перевозки». Это позволяло корректно распределять затраты и оплачивать услуги транспортировки в соответствии с фактическими данными. 

2. Регистрация счетов-фактур за услуги по транспортировке: информация о начисленных железнодорожных тарифах по счетам-фактурам и инвойсам передавалась из «ИРС Перевозки» в ERP-систему, что обеспечивало прозрачность и контроль за финансовыми операциями в разрезе накладных. 

3. Расчет железнодорожного тарифа по условиям договора с покупателями: этот процесс включал передачу информации в «ИРС Перевозки» и получение данных из ЭТРАН, что обеспечивало правильный расчет железнодорожных тарифов согласно условиям контракта. 

4. Реализация услуг, связанных с перевозкой: помимо железнодорожных тарифов осуществлялась передача данных о величине других услуг по перевозке из «ИРС Перевозки» в ERP. 

5. Выделение транспортной составляющей и стоимости готовой продукции. В частности, для сырьевых компаний до 80% стоимости готовой продукции может составлять именно транспортировка.

В рамках еще одного проекта компания BeringPro внедряла базовую систему класса TMS и адаптированный модуль для железнодорожных перевозок на крупном лесопромышленном холдинге. Это был специализированный продукт, созданный под отечественный рынок, обеспечивающий планирование ж/д перевозок со встроенными интерфейсами по взаимодействию с ЭТРАН и непрерывность транспортных процессов. В части взаимодействия с РЖД команда BeringPro настроила следующие процессы: 

  1. Создание и изменение заявок ГУ-12 в адаптированном модуле TMS-системы. 
  2. Интеграцию по передаче и согласованию заявок ГУ-12 в ЭТРАН. 
  3. Ведение и планирование ж/д перевозок в ж/д модуле TMS-системы, включая формирование контейнерных поездов, привязку сформированной потребности в перевозке к заявкам ГУ-12. 
  4. Создание ГУ-27 (Прим. ГУ-27 — ж/д накладная) в адаптированном ж/д модуле системы TMS, интеграцию с ЭТРАН по согласованию ж/д накладной и ее отмены. 
  5. Обеспечение расчета затрат за транспортировку с РЖД (провозная плата). 
  6. Расчет затрат на услуги предоставления вагонов ж/д оператором. 

В результате удалось выстроить интеграционное взаимодействие с ЭТРАН, за счет чего: 

  • сократились издержки и трудозатраты на ручное введение информации в системы РЖД; 
  • были исключены проверки, ошибки и неконсистентность данных в связи с минимизацией ручных операций по вводу данных в системы РЖД; 
  • обеспечено планирование и отслеживание единой транспортной цепочки во внутренней TMS-системе от момента отгрузки и до передачи клиенту; 
  • реализована возможность печати комплектов документов по ж/д отгрузке из внутренней TMS-системы. 

Таким образом, удалось полностью автоматизировать процесс перевозки и реализовать эффективную систему управления транспортом. Итак, проблема взаимодействия с РЖД в части интеграции с ЭТРАН решается через внедрение поддерживающих ее TMS-систем, а также оптимизацию существующих процессов, что и показал проектный опыт BeringPro.