Меню
Системы управления транспортировками и ЭТРАН РЖД: особенности взаимодействия и практический опыт интеграции
Компании-грузоотправители, которые занимаются грузоперевозками при помощи железнодорожного транспорта, всегда задаются вопросом: как обеспечить отправку груза подвижным составом в полной мере, чтобы вагонов хватило на необходимое количество грузов и не было порожних, если нужно непрерывно согласовывать заданные объемы ГУ-12, объемы производства и текущие объемы сбытовых заказов? Иван Дондуков, эксперт BeringPro в статье 3-го номера журнала «Логистика 360» разбирает ключевые особенности интеграции систем TMS с ЭТРАН, определяет нюансы их взаимодействия и делится успешными кейсами.
Все эти требования объективны и продиктованы множеством факторов:
Сырье также подается в вагонном парке, который желательно своевременно использовать или убирать с подъездных путей предприятия. Ситуация нехватки вагонов зачастую недопустима. При этом грузоотправитель непрерывно находится в режиме экономии затрат на подачу порожняка, простои уже поданных поездов и пользование парком вагонов или контейнеров.
Если учесть ограниченные пропускные возможности инфраструктуры и доступность подвижного состава, то можно понять, какие жесткие и изменчивые условия сопровождают отправку грузов по железной дороге. В этой ситуации ключевым фактором эффективности становится адекватная ИТ-поддержка процесса транспортировки. Речь идет обо всем комплексе сопутствующих систем, которые должны поддерживать основные бизнес-процессы предприятия, процессы транспортировки и интеграцию с электронной системой РЖД. Конкретная конфигурация такого комплекса зависит от особенностей компании. При этом именно интеграция с РЖД становится стратегически важной задачей для эффективного управления грузоперевозками по железной дороге, начиная от формирования сбытового заказа и заканчивая отслеживанием статуса груза в режиме реального времени.
Внешней информационной системой РЖД является ЭТРАН. Для осуществления любых перевозок по РЖД предприятиям необходимо получать согласованные заявки по формам ГУ-12 (Прим. ГУ-12 — форма заявки на перевозку грузов), оформлять проекты накладных и сами отправки через ЭТРАН. В настоящее время она помимо отправления и прибытия может обеспечить контроль дислокации вагона или контейнера на железной дороге. Получается, что оптимальное взаимодействие грузоотправителя с данными ЭТРАН на этапах планирования объемов перевозок и исполнения отправок — это краеугольный момент при выстраивании железнодорожной транспортной логистики. Перед грузоотправителем встают вопросы налаживания эффективного взаимодействия с РЖД и обеспечения четкого планирования и исполнения процесса грузоперевозки.
Подходы к взаимодействию систем управления транспортировками с РЖД
Начать решение данного комплекса задач необходимо с проектирования подходящей ИТ-инфраструктуры, то есть подбора системы класса TMS (Прим. Transportation Management System — система управления транспортировками). При ее внедрении нужно определить параметры задач, которые она должна решить. Если речь идет о железнодорожных перевозках, необходимо определиться, каким образом будет выстроено взаимодействие с РЖД, и здесь возможны несколько подходов.
При первом подходе планирование ж/д перевозок осуществляется во внутренней TMS-системе, а взаимодействие с РЖД и соответствующее оформление документов происходит независимо от операций в TMS-системе сотрудниками компании напрямую в ЭТРАН. У этого подхода есть свои преимущества:
При этом у этого подхода есть очевидный недостаток: многократно возрастают риски, связанные с человеческим фактором и неконсистентностью данных при ручном внесении информации в ЭТРАН. В жестких условиях, в которых сегодня вынужден действовать грузоотправитель, этот недостаток в большинстве случаев является критичным.
Второй подход — это использование TMS-системы, поддерживающей интеграцию с ЭТРАН. Рассмотрим его преимущества:
Однако указанный подход требует выстраивания процессов в TMS-системе с целью обеспечения интеграционного взаимодействия с ЭТРАН, что повышает трудоемкость внедрения TMS. Более того, такую TMS необходимо поддерживать и вносить корректировки в том случае, если на стороне РЖД возникнут изменения.
Тем не менее второй подход кажется нам предпочтительнее. Рассмотрим примеры реализации такого подхода и соответствующие результаты для бизнеса.
Практический опыт интеграции TMS-системы с РЖД
В рамках проектных задач компания BeringPro осуществляет различные виды интеграций в части взаимодействия с ERP-системами и системами, обеспечивающими планирование железнодорожной логистики. Это включает в себя интеграцию с отечественными продуктами и их взаимодействие с РЖД.
На проекте для одной из ведущих угольно-энергетических компаний в мире компания BeringPro решала задачу внедрения и настройки взаимодействия между системой класса ERP и отечественной TMS-системой для ж/д перевозок — «ИРС Перевозки». Последняя обеспечивала планирование ж/д перевозок, расчет за услуги по транспортировке и встроенную интеграцию с ЭТРАН для получения и отправки всех необходимых документов и данных.
В рамках проекта были интегрированы следующие процессы, предполагающие взаимодействие между ERP и «ИРС Перевозки»:
1. Корректировка начислений по информации о раскредитовании груза: в ERP-системе данные о раскредитовании груза обрабатывались на основе информации из «ИРС Перевозки». Это позволяло корректно распределять затраты и оплачивать услуги транспортировки в соответствии с фактическими данными.
2. Регистрация счетов-фактур за услуги по транспортировке: информация о начисленных железнодорожных тарифах по счетам-фактурам и инвойсам передавалась из «ИРС Перевозки» в ERP-систему, что обеспечивало прозрачность и контроль за финансовыми операциями в разрезе накладных.
3. Расчет железнодорожного тарифа по условиям договора с покупателями: этот процесс включал передачу информации в «ИРС Перевозки» и получение данных из ЭТРАН, что обеспечивало правильный расчет железнодорожных тарифов согласно условиям контракта.
4. Реализация услуг, связанных с перевозкой: помимо железнодорожных тарифов осуществлялась передача данных о величине других услуг по перевозке из «ИРС Перевозки» в ERP.
5. Выделение транспортной составляющей и стоимости готовой продукции. В частности, для сырьевых компаний до 80% стоимости готовой продукции может составлять именно транспортировка.
В рамках еще одного проекта компания BeringPro внедряла базовую систему класса TMS и адаптированный модуль для железнодорожных перевозок на крупном лесопромышленном холдинге. Это был специализированный продукт, созданный под отечественный рынок, обеспечивающий планирование ж/д перевозок со встроенными интерфейсами по взаимодействию с ЭТРАН и непрерывность транспортных процессов. В части взаимодействия с РЖД команда BeringPro настроила следующие процессы:
В результате удалось выстроить интеграционное взаимодействие с ЭТРАН, за счет чего:
Таким образом, удалось полностью автоматизировать процесс перевозки и реализовать эффективную систему управления транспортом. Итак, проблема взаимодействия с РЖД в части интеграции с ЭТРАН решается через внедрение поддерживающих ее TMS-систем, а также оптимизацию существующих процессов, что и показал проектный опыт BeringPro.
Продолжая работу с bearingpoint.ru, вы подтверждаете использование сайтом cookies вашего браузера с целью улучшения предложения и сервиса на основе ваших предпочтений и интересов.